Выполнение электромонтажных работ с помощью ручного инструмента.

План урока "Выполнение электромонтажных работ с помощью ручного инструмента".


Дата:.
Группа:
Профессия-электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Мастер производственного обучения: Сафронова Елена Ивановна,
М – 10 человек
Т  - 180 минут
Тема программы: Электромонтажные работы.
Тема урока: Выполнение электромонтажных работ с помощью ручного инструмента.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок производственного обучения.

Цели урока:

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ - ознакомление учащихся с ручным монтажным инструментом и приобретение практических навыков по подготовке к пайке алюминиевых и медных жил сечением до 10 мм2;

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ - развитие логического и технологического мышления, приобретение практических навыков, развитие наблюдательности и памяти.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ - воспитывать у учащихся уважение к труду, интерес к профессии, аккуратность, бережливость, внимательность, самостоятельность.

Задание урока - Выполнить соединение скруткой однопроволочных и
многопроволочных медных жил, бандажную скрутку однопроволочных медных жил и ответвленное и сое­динение однопроволочных медных жил:

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА
Инструменты: монтерский нож, пассатижи, бокорезы;
Материалы: провод ПВ, АПВ, ППВ, АППВ, ПГВ.
Столы для индивидуальной работы учащихся, инструкционные карты.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
1. Спецтехнология - маркировка проводов, электромонтажные работы.
2. Материаловедение - электроизоляционные материалы, проводники.
3. математика - расчет длины зачищаемого участка провода в зависимости от диаметра жилы:







ХОД      УРОКА
№ п/п
Структурные
элементы урока

Время этапа
(мин.)
Методические особенности
 и краткие указания по
проведению урока

Уч.познават.
деятельность
Примечание

1
Организацион
ный
момент.
1
Мастер проверяет наличие учащихся, готовность группы к занятиям, наличие инструментов, внешний вид.
-

2
Вводный инструктаж  
5
2.0.1. Сообщение темы и целей урока.
2.0.2.Мотивация урока.
α1
α1
Написано на доске
Приложение№1
2.1
Актуализация опорных знаний
5
5
5
2.1.1. Дифференцированный опрос.
2.1.2. Тест.
2.1.3. Кроссворд.
α2
α2

Приложение №2
Приложение№3

Приложение№4
2.2
Формирование (новых навыков, умений)
10

5

5
2.2.1. Показ мастером этапов выполнения электромонтажных работ.
2.2.2. ТБ при работе с электромонтажным инструментом.
2.2.3. Выдача заданий на текущий (инструктаж, объяснения по инструкционным картам
α1

α1

α1


Приложение №5
3
Текущий инструктажа


10

10


60


15

5
3.1. Обход рабочих мест
3.1.1. Проверка организации рабочих мест
3.1.2. Проверка правильной технологической последовательности выполнения работ
3.2. Самостоятельная работа учащихся по инструкционным картам.
3.3. Обход
3.3.1. Исправление ошибок, показ правильных приемов работы
3.3.2. Проверка соблюдения правил ТБ

α 1-2

α2


α3


α2

α 1-2








Приложение №6
4
Заключитель
ный инструктажа
15



10


10
4
4.1. Оценка качества выполненных
работ
4.1.1. Правильность выполнения
4.1.2. Эстетический вид
4.2. Анализ и обслуживание типичных ошибок, возникших в процессе
самостоятельной работы
4.3. Демонтаж и уборка рабочих мест
4.4. Домашнее задание
α2-3




α2


α1
α1




ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ ПЛАНА УРОКА
Время занятий Т-180
Число учащихся (М) 12 чел.
Мастер п/о Сафронова Е.И.
ТЕМА: Выполнение электромонтажных работ с помощью ручного, инструмента:
ДАТА: 30 января 2009г
ЦЕЛЬ: Научиться выполнять бандажную скрутку, соединения скруткой однопроволочных и многопроволочных медных жил, ответвление и соединение однопроволочных жил.
п/п
Этап занятия
Уч.поз.
Деятельн.


Время этапа


Распределение учащихся в моно системах на этапах урока

0

1

2

3

4

5

6

7

8

m

mj

1

Организационный момент

-
1

10

















0

0

2

Мотивация, сообщение темы и цели урока
α1
5



10















10

0

3
Актулизация опорных знаний
α2
15









10





10

10

4

Формирование новых навыков и
умений
α1
10


10











10

0

5

Инструктаж по ТБ
α1
5


10


1





10
0

6

Выдача инструкционных карт, объяснение задания
α1
5



10











10

0


7

Проверка организации рабочих мест
α 1-2
10












10

10
10


8

Проверка правильной технологии
выполнения работ
α2
10














10

10
10

9

Самостоятельная работа учащихся
по инструкционным картам
α 3
60












10


10
10

10

Исправление ошибок, показ
правильных приемов работы
α2
15













10

10
10

11

Проверка ТБ
α 1-2
5







10








10
0
12

Оценка работ

α 2-3
15











10





10
10

13

Анализ и обсуждение ошибок
α2
10












10


10
10

14

Демонтаж и уборка,
 домашнее задание.
α1
14



10











10
10


Кэффективности= (100+100+100+600+150+150+100)/(180*10) =0,75



Приложение № 1
Требования к электрическим контактам.
Монтаж электрических контактов занимает одно из наиболее важных мест в комплексе электромонтажных работ. От качества соединения, ответвления и оконцевания токопроводящих жил зависит надежность работы электрических установок.
К электрическим контактам предъявляют следующие основные требования:
·        электрическое сопротивление контакта не должно превышать сопротивление токопроводящей жилы такой же длины более чем на 20%;
·        смонтированный на токоведущей жиле контакт не должен ухудшать ее механические свойств;
·        в месте контакта не должна возникать электрохимическая коррозия.
Для устранения электрохимической коррозии алюминий, который является катодом по отношению к применяемым в электротехнике остальным металлам и разрушается, покрывают припоем или соединяют через прокладку из третьего металла.
Соединение, ответвление и оконцевание медных и алюминиевых жил проводов и кабелей в соответствии с требованиями строительных норм и правил (СНиП) должны производиться при помощи сварки, опрессовки, пайки и специальных зажимов.
Скрутки - это соединения проводов, которые производятся перед пайкой. Скрутки являются ответственными технологическими операциями, должны обеспечивать надежный электрический контакт и механическую прочность. От качества их выполнения зависит надежность работы.

Приложение № 2
ВОПРОСЫ   ДЛЯ   ПОВТОРЕНИЯ

1. Что называется проводом?
2. Из какого материала изготавливаются токопроводящие жилы проводов?
3. Что характеризует марка провода?
4. На какое напряжение изготавливают изоляцию установочных проводов?
5. Как называют провода, имеющие внешнюю защитную оболочку?
6. Из какого материала изготавливают оболочки для защиты изоляции от механических воздействий, света и влаги?
7. Зачем производится зачистка проводов?
8. Какого сечения применяют проволоку для наложения бандажа?
9. Какие инструменты относятся к ручным электромонтажным инструментам?






Приложение № 3
Тест
1. Токопроводящие жилы могут быть
А) однопроволочные            Б) многопроволочные

2. Жилы малых сечений присоединяют к винтовым зажимам изгибом в ___________, а жилы больших сечений подсоединяют через ____________.

3.Операцию, при которой конец токопроводящей жилы провода или кабеля, придают форму, удобную для его присоединения к контактным выводам  электрооборудования называют ___________.

4. Контактные выводы электрооборудования изготавливают
А) плоскими                 Б) штыревыми             В) гнездовыми

5. Для какого присоединения предназначены плоские и штыревые выводы
А) сварного                 Б) паяльного                В) болтового

6. Многопроволочные медные жилы сечением до 2,5 мм кв. и алюминиевые сечением до 10 мм кв. оконцовывают под ________  и __________.

7. Присоединение алюминиевой однопроволочной жиль к штыревому контакту выполняется с применением специальных шайб - __________и ____________шайб, предотвращающих вытеснение алюминия в зону с меньшим давлением и ухудшение контактного соединения.

8. Дополните стандартные сечения жил проводов и кабелей в мм кв.

0,5 ___  1      ___  ___  4     ___    ___     ___    ___   35      50

__   95  ___  150  185  240 ____   ____   500    625   ____.

9. Соотнесите  обозначение марки провода
1) 1 буква –                  А) материал изоляции
2) 2 буква –                  Б) материал жилы
3) 3 буква –                  В) другие элементы конструкции
4) 4 буква –                  Г) провод
   
10. Соотнесите буквенное обозначение в марке провода согласно материалу изоляции
1)           Р –               А) негорючая резина
2)           В –               Б) резина
3)           П –               В) поливинилхлорид
4)           Н -                Г) полиэтилен




Приложение № 4
Головоломка «Электропроводка»
Совокупность проводов и кабелей с относящимися к ним креплениями, поддерживающими  и защитными  конструкциями и деталями называется - ЭЛЕКТРОПРОВОДКОЙ.
Узнайте, какие термины используются при её выполнении.
1.     Где осуществляют заготовки на технологических линиях.
2.     Что устанавливают на крюках, штырях и якорях при помощи изолирующего колпачка.
3.     Одна или несколько изолированных токопроводящих жил, заключенных в герметичную оболочку.
4.     Закрытая полая конструкция для прокладки проводов и кабелей.
5.     Проводка, проложенная внутри конструктивных элементов.
6.      Провод с изолированными жилами повышенной гибкости, служащий для соединения сети с подвижными токоприёмниками.
7.     Проводка, проложенная по строительным элементам зданий.
8.     Несущий элемент электропроводки, прикрепленных вплотную к поверхности стены.
9.     Несущий элемент электропроводки, натянутый вплотную к поверхности стены.
10.      Несущий элемент электропроводки натянутый в воздухе.
11.      Чем привязывают провода к изоляторам.
12.      Открытая конструкция, предназначенная для прокладки в ней проводов и кабелей.
13.      Электропроводка, соединяющая ответвление от воздушной линии с внутренней электропроводкой, считая от изоляторов, установленных на наружной поверхности здания до зажимов устройств.
14.      Как называется концевое крепление стальных канатов (тросов) к строительным элементам здания приваркой или стальными болтами.
15.      В крупнопанельных и блочных зданиях провода прокладывают в специально предусмотренных для этих целей…     





Э











Л











Е











К











Т











Р











О











П











Р











О











В











О











Д











К











А










Приложение № 5

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ.

1. Правильная организация рабочего места обеспечивает рациональное движение работающего и сокращает до минимума затраты времени на отыскание и использование инструмента и материалов.
2. Инструмент раскладывается по ящикам стола по группам его применения.
3. При длительной работе следует сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, широко развернув плечи. Это обеспечивает нормальную вентиляцию легких. Ноги необходимо держать в таком положении, чтобы во время работы поза была устойчивой (одна нога должна быть выдвинута вперед, а другая находиться под стулом).
4. Выполнять работы следует стоя на диэлектрическом основании.
5. На рабочем месте находится только необходимый инструмент, документация и дневной запас материалов и деталей.
6. Всё, что берется левой рукой, должно находиться слева, что берётся правой рукой — справа от работающего.
7.  Работать следует только тем инструментом, который предназначен для данной операции.
8.  При срезании изоляции с провода, нож необходимо держать под острым углом к проводу, чтоб не повредить токопроводящую жилу.
9.  Во время работы двигать ножом от себя, чтоб нож не был направлен на руку или другие части тела.
10.  Нельзя использовать плоскогубцы в ка­честве ударного инструмента, т.к. это приведет к их заклиниванию.



Приложение № 6
ИНСТРУКЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ВЫПОЛНЕНИЕ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ С ПОМОЩЬЮ РУЧНОГО ИНСТРУМЕНТА
Учебная цель: ознакомление учащихся с ручным монтажным инструментом и приобретение навыков по подготовке к пайке алюминиевых и медных жил сечением до 10 мм2.
Задание: исполнить соединение скруткой однопроволочных и многопроволочных медных жил; бандажную скрутку однопроволочных медных жил и ответвление и соединение однопроволочных медных жил.
Материально-техническое оснащение:
Инструменты: монтерский нож, клещи КСИ, плоскогуб­цы, плоскогубцы безнасечек, линейка.
Материалы: провод ПВ, АПВ, ППВ, АППВ, ПГВ.
Планшеты, монтажно-технологические щитки.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с ручным монтажным инструментом по планшету.
2. Ознакомиться с последовательностью работ по монтажно-технологическому щитку и инструкционной карте.
3. Выполнить соединение скруткой однопроволочных медных жил. Для этого необходимо снять изоляцию с концов двух жил монтерским ножом на расстоянии, позволяющем наложить 6 витков, + 8... 10 диаметров жилы. При срезании изоляции с провода нож необходимо держать под острым углом к проводив противном случае возможны надрезы на жиле, что может привести к обламыванию провода на изгибании. Во время работы двигать ножом от себя, чтобы нож не был направлен на руку или другие части тела.
Зачистить концы жил наждачной бумагой и на расстоянии 7. - 10 диаметров от среза изоляции изогнуть жилы под углом 90 град, и завести друг за друга. Навить 5 - 7 витков одной жилы на другую с помощью пассатижей. Если жила имеет сечение менее 1 мм2, то скрутку можно выполнять вручную. Витки готовой скрутки должны быть плотно сжаты. Навить 5 - 7 витков другой жилы. Излишки провода обрезать бокорезами. Уплотнить соединение с помощью двух плоскогубцев без насечек.
4. Выполнить соединение многопроволочных медных проводов скруткой. Для этого снять изоляцию с концов жил монтерским ножом на расстоянии 10…15 диаметров от изоляции наложить бандаж. Ослабить, повив концов жил с помощью плоскогубцев и зачистить жилы наждачной бумагой. Завести проволоки соединяемых жил друг за друга, собрать проволоки жил в пучки и поочередно навить проволоки одной жилы на другую. Уплотнить соединение с помощью двух плоскогубцев.
5. Выполнить соединение однопроволочных медных проводов бандажной скруткой. Для этого снять с двух проводов изоляцию при помощи спец. клещей, зачистить жилы наждачной бумагой. Подготовить для бандажа медную проволоку меньшего сечения, выровнять ее и зачистить наждачной бумагой. Изогнуть концы жил   под углом 90 град, на расстоянии 3 мм от конца провода. Уложить параллельно таким образом, чтобы бандажная проволока находилась в образовавшемся желобке. Выполнить навивку бандажа. Скрутить плоскогубцами концы бандажной проволоки тремя - четырьмя тугими витками и обрезать излишки проволоки. Пригнуть скрутку бандажной проволоки.
6. Выполнить соединение и ответвление однопроволочных алюминиевых жил. Для этого подготовить 4 жилы, сняв изоляцию 3-х жил с конца, а одной в месте ответвления. Длина жил подбирается в зависимости от, сечения и длины соединения. Жилы до блеска зачистить наждачной бумагой. Произвести, навив одной жилы на другую. Уложить жилы параллельно, с образованием желобка в месте касания и выполнить, навив двумя плоскогубцами без насечек. Остатки провода обрезать. Пайку ответвления и соединение выполняют паяльной лампой или пропан - бутановой грелкой.




Организация рабочего места.
Правильная организация рабочего места обеспечивает рациональное движение работающего и сокращает до минимума затраты времени на отыскание и использование инструмента и материалов, Очень важной является работа в мастерских по созданию комфортных условий производственного обучения. Она предусматривает выполнение норм промышленной санитарии по следующим факторам: температура, относительная влажность, скорость движения, давление и засоренность воздуха, освещенность, шум и вибрация, окраска и фон рабочих зон.
Стол (верстак) должен быть оборудован ящиками для хранения инструмента и материалов. Поверхность стола покрывается пластикатным материалом с окантовкой, предотвращающей скатывание мелких деталей. Инструмент раскладывается по ящикам стола по группам его применения: измерительный, монтажный, сборочный и слесарный. Каждый ящик имеет гнезда для инструмента наподобие того, как это делается в готовальне. Рабочее место оборудуется местным освещением на напряжение 36 В, розеткой для паяльника на напряжение 36 (42) В, датчиком для измерения температуры паяльника, вытяжной вентиляцией и приспособлением для хранения документации.
Конструкция стула-табурета с регулируемыми по высоте сиденьем и спинкой позволяет предусматривать наиболее удобную рабочую позу. При длительной работе следует сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, широко развернув плечи. Это обеспечивает нормальную вентиляцию легких. Ноги необходимо держать в таком положении, чтобы во время работы поза была устойчивой (одна нога должна быть выдвинута вперед, а другая находиться под стулом).
Одним из главных требований, предъявляемых к рабочему месту, является правильное размещение инструмента. На рабочем месте находится только необходимый инструмент, документация и дневной запас материалов и деталей. Всё, что берется левой рукой, должно находиться слева, что берётся правой рукой — справа от работающего.
Заслуживает внимания использование универсальных инструментов и приспособлений. Например, универсальные клещи КУ-1 заменяют четыре инструмента. Внедрение этих клещей повышает производительность электромонтажника на 84%.
Подставка к паяльнику может иметь ванночку для припоя и канифоли.
Необходимо помнить, что работать следует только инструментом, предназначенным для данной операции. Например, необходимо следить, чтобы, ширина лезвия отвертки была равна диаметру головки винта. Нарушение этого правила приводит к срыву шлица, к порче отвертки. Недопустимо в качестве ударного инструмента использовать плоскогубцы, это приведет к их заклиниванию.



Требования к электрическим контактам.
Монтаж электрических контактов занимает одно из наиболее важных мест в комплексе электромонтажных работ. От качества соединения, ответвления и оконцевания токопроводящих жил зависит надежность работы электрических установок. К электрическим контактам предъявляют следующие основные требования: электрическое сопротивление контакта не должно превышать сопротивление токопроводящей жилы такой же длины более чем на 20%; смонтированный на токоведущей жиле контакт не должен ухудшать ее механические свойств; в месте контакта не должна возникать электрохимическая коррозия.
Для устранения электрохимической коррозии алюминий, который является катодом по отношению к применяемым в электротехнике остальным металлам и разрушается, покрывают припоем или соединяют через прокладку из третьего металла. Соединение, ответвление и оконцевание медных и алюминиевых жил проводов и кабелей в соответствии с требованиями строительных норм и правил (СНиП) должны производиться при помощи сварки, опрессовки, пайки и специальных зажимов.
Выполненные контактные соединения подвергаются испытаниям. Так, например, для алюминиевых проводов сечением до 6 мм2 пригодными для эксплуатации контактами признают такие, у которых электрическое сопротивление не превышает больше чем на 20% целого проводника такой же длины, падение напряжения на контакте не более 7 мВ, температура контакта не более 65° С при прохождении тока, равного 1,25 Iном Некоторые способы выполнения контактных соединений требуют применения сложного оборудования и высокой квалификации исполнителя, который должен сдавать экзамен для получения специального допуска. Поэтому целесообразно при изучении этих способов только теоретически ознакомиться с приемами их выполнения.
Приложение № 4
ВОПРОСЫ   ДЛЯ   ПОВТОРЕНИЯ   ТБ.
1. Какие требования предъявляются к ручному электромонтажному инструменту?
2. Какие требования ТВ предъявляются при работе в электроустановках напряжением до 380 В?
3. Какими инструментами и приспособлениями нужно пользоваться?
4. Что делать с токоведущими частями, находящимися под напряжением?
5. Каков должен быть внешний вид рабочего?