понедельник, 12 января 2015 г.

Методическая разработка урока

Тема занятия: Электроизоляционные материалы
Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков
Цели занятия: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электроизоляционные материалы»
Дидактическая: Закрепление и обобщение знаний по электроизоляционным материалам применяемым в электрооборудовании;
Воспитательная: Формирование умений работать в команде, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
Развивающая: Формирование ПК 3.1 Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования, ПК 3.2 Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту в случае обнаружения его неисправностей.
Ресурсы: Тесты, кроссворды, «игровое поле», ведомость сдачи зачёта, диктант, мультимедиа.


Технологическая карта занятия
№ п/п
Структурные
элементы урока
Время этапа
(мин.)
Методические особенности
и краткие указания по
проведению урока
Уч.познават.
деятельность
Примечание
1
Постановка цели и мотивация
1
Приветствие обучающихся.
Сообщение темы и целей урока.
Постановка проблемы.
Создание рабочей обстановки.
α1

2
Актуализация опорных знаний
2
Организация работы по командам. Пояснение хода проведения конкурсов.
α2
Приложение А
3
Оперирование учебным материалом
5
Выполнение задания теста.

Приложение Б
4
Систематизация материала
20
Перечисление характеристик материала.
Демонстрация рекламы.
Выполнение диктанта.
Разгадывание кроссворда.
Ответы на поставленные вопросы.
Составление вопросов и подготовка ответов.
Расшифровка слова.
α3
α3
α3
α3
α3
α3
α3
α3


Приложение Е
Приложение Д
Приложение Г, Е


5
Экспресс- контроль
25
Оценка выполненных заданий.
α2-3
Приложение И
6
Рефлексия учебной деятельности
2
Фиксация достижения целей, определение меры участия в их достижении всех обучающихся, оценка работы и определение перспективы.
α2




ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ ПЛАНА УРОКА
Время занятий Т-30
Число учащихся (М) 10 чел.
Мастер п/о Сафронова Е.И.
ТЕМА: Электроизоляционные материалы
ДАТА: 06.12.2014 г.
ЦЕЛЬ: Обобщение знаний и умений обучающихся.

п/п
Этап занятия
Уч.поз.
деятельн.
Время этапа
Распределение учащихся в моно системах на этапах урока
0
1
2
3
4
5
6
7
8
m
mj
1
Постановка цели и мотивация.
-
1
10








0
0
2
Актуализация опорных знаний.
α1
2






10


10
0
3
Оперирование учебным материалом.
α2
5

10







10
0
4
Выполнение задания теста.
α 3
5







10

10
10
5
Систематизация материала.
α 3
20

10







10
0
6
Перечисление характеристик материала.
α 3
1




10




10
10
7
Демонстрация рекламы.
α 3
5






10


10
10
8
Выполнение диктанта.
α 3
5







10

10
10
9
Разгадывание кроссворда.
α 3
3







10

10
10
10
Ответы на поставленные вопросы.
α 3
2






10


10
10

Ответы на поставленные вопросы.
α 3
3






10


10
10
11
Составление вопросов и подготовка ответов.
α 3
5







10

10
10
12
Расшифровка слова.
α 3
1





10



10
10
13
Оценка выполненных заданий.
α 2-3










10
3
14
Рефлексия учебной деятельности
α2
2






10


10
10

Кэффективности= (100 + 100 + 100 + 600 + 150 + 150 + 100) / (30∙10) = 0,7


Цепочка, в которой протекает этот процесс:
П (потребитель) => М (мотив) => Ц (цель) => Д (действие) => Р (рефлексия)
Чтобы получить представление о качестве учебного занятия введем специальные показатели:
1.       Коэффициент эффективности по алгоритму функционирования, т.е. по структуре учебно-познавательной деятельности учащегося.

2.       В соответствии с законом принципиальных возможностей дидактического процесса цель может быть реализована, если управление процессом усвоения обеспечит реализацию цели. Для оценки этого фактора вводится коэффициент эффективности по алгоритму управления.

3.       Общий коэффициент эффективности процесса обучения
                               Kэф=Kα . Ky = ∑mj . t / MT
                Если K эф > 0,7 цель занятия достигнута и урок обладает необходимой эффективностью.
Приведу схему анализа и планирования урока.
Обозначения, принятые для хронометража и анализа учебного занятия:
α – уровень усвоения – цель урока
αэт – достижимая цель усвоения на данном этапе урока
Т – продолжительность всего занятия
t –продолжительность этапа занятия
М – общее число учащихся в классе
m – число учащихся, учебно-познавательная деятельность которых по αэт соответствует общей цели α занятия
mj – число учащихся из m, которые не только выполняют учебно-познавательную деятельность на данном этапе, соответствующую цели урока (αэт = α), но и одновременно находятся в моносистеме, гарантирующей достижение α, т.е. в целевой моносистеме.

0 – нулевая дидактическая моносистема означающая, что учащиеся не заняты на данном этапе учебной деятельности, соответствующей цели занятия.
1 моносистема – традиционное (классическое) обучение
2 моносистема – аудиовизуальные средства
3 моносистема – консультант
4 моносистема – учебная книга
5 моносистема – малая группа
6 моносистема – использование ИКТ с обратной связью
7 моносистема – репетитор
8 моносистема – программное управление



Проведение конкурса «Тесты».
Проведение конкурса «Кросворд»
Проведение конкурса «Ты мне – я тебе».
Проведение конкурса «Кто больше».
Проведение конкурса «Анаграмма»
Проведение конкурса «Заморочки из мешочка».
Проведение конкурса «Реклама».
Проведение конкурса «Диктант».
Проведение конкурса «Догонялки».
Занятие обобщения и систематизации знаний:
·         Постановка цели и мотивация;
·         Актуализация спорных знаний;
·         Оперирование учебным материалом (беседа по всей теме);
·         Систематизация материала;
·         Экспресс- контроль;
·         Подведение итогов;
·         Домашнее задание.



Технологическая карта занятия
Этап  занятия
Время
Содержание деятельности преподавателя и студентов
Методы обучения
Средства обучения
Организационный момент, мотивация.




подготовительный








основной




заключительный


Информационно-развивающий
и репродуктивный




«Крестики – нолики» - игра-конкурс интеллектуального характера, позволяющая применять ее для проведения зачетных уроков.
Основой игры является классическое детское поле 3х3, а правила игры напоминают игру «Крестики-нолики», но с некоторыми отклонениями. Например, игра не считается законченной, если какой-либо команде удается поставить три своих знака в один ряд на игровом поле, этой команде присуждаются дополнительные 5 баллов и игра продолжается. Таким образом, удается провести все 9 конкурсов игры.
В многочисленных вариациях можно выделить два основных типа:
- игры, в которых необходимы знания;
- игры, в которых необходимы творческие умения.
Данная методическая разработка относится к типу, где необходимы знания обучающихся, которые они должны показать.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ-ЗАЧЕТУ «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

Обучающиеся заранее готовятся к зачету. Их знакомят с конкурсами, которые будут проводиться на зачете. Также заранее выбираются члены жюри из числа обучающихся этой же группы, успешно освоивших весь материал в объеме темы.
Обучающиеся делятся на две команды, в каждой команде выбираются капитаны.
Ведущим является преподаватель.

ХОД ИГРЫ

В клетках поля написаны названия девяти конкурсов. Капитаны команд тянут жребий, роль которого исполняют карточки со значками «Х» и «0». Команда, вытянувшая «Х», называется командой «крестиков» начинает игру, т.е. выбирает на поле один из конкурсов. Обе команды выполняют задания этого конкурса, а жюри оценивает выполнение этого задания по пятибалльной системе.
Команда, победившая в этом конкурсе, ставит свой знак на игровое поле на место только что сыгранного конкурса.
Следующий конкурс выбирает проигравшая команда.
В игре выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Оценки после каждого конкурса заносятся в зачетную ведомость (приложение А).
ИГРОВОЕ ПОЛЕ
ЗАМОРОЧКИ
ИЗ
МЕШОЧКА
ТЕСТЫ
ОБГОНЯЛКИ
ТЫ – МНЕ,
Я – ТЕБЕ
КРОССВОРД
ДИКТАНТ
РЕКЛАМА
КТО БОЛЬШЕ?
АНАГРАММА












КОНКУРС «ТЕСТЫ»

Обучающимся раздаются задания – тесты (приложение № Б). На выполнение отводится 5 минут.

КОНКУРС «КРОСВОРД»

Командам раздаются кроссворды (приложение № В), которые они должны будут разгадать за 5 минут. Если кроссворды полностью не разгаданы, то жюри считает победителем ту команду, которая разгадала наибольшее количество слов. Этот конкурс оценивается по пятибалльной системе.

КОНКУРС «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Командам дается время на придумывание оригинального вопроса, который они должны будут задать «противнику». Жюри оценивает как вопросы, так и ответы команд. Победителем считается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
КОНКУРС «КТО БОЛЬШЕ?»

На доске преподавателем пишется слово, например, «характеристики». За отведенные 2 минуты времени команды должны будут составить из букв этого слова наибольшее количество слов.
Например: трек, ракета, характер, киса, рак, риск…

КОНКУРС «АНАГРАММА»

Преподаватель на доске выписывает буквы какого-либо слова в беспорядочном расположении. Команды должны будут правильно расположить эти буквы, чтобы получилось зашифрованное слово. На этот конкурс отводится 2 минуты времени. Если какая-либо команда отгадает это слово раньше, то она и считается победительницей.
Например, слово «нагревостойкость». Буквы на доске – ЙГСАВЕНРОСОТЬТК.

КОНКУРС «ЗАМОРОЧКИ ИЗ МЕШОЧКА»

В этом конкурсе соревнуются капитаны команд. Они по очереди тянут из мешочка бочонок с номером. Каждому номеру соответствуют вопросы, которые подбирает преподаватель (приложение № Г). Ответы капитанов жюри оценивают по пятибалльной системе.

КОНКУРС «РЕКЛАМА»

Командам заранее выдается задание изготовить презентацию по темам «Электроизоляционные материалы».
В отведенные на конкурс 5 минут времени они должны продемонстрировать рекламу, каждая на свой электроизоляционный материал.
Оценивается оригинальность, остроумие, знание свойств, применения и достоинств электроизоляционных материалов. Также оценке подлежат презентации.

КОНКУРС «ДОГОНЯЛКИ»

В этом конкурсе команды за 2 минуты должны поочередно ответить на возможно большее число вопросов (приложение № Д). Жюри выставляет по одному баллу за каждый правильный ответ и подсчитывает количество правильных ответов.

КОНКУРС «ДИКТАНТ»

В этом конкурсе команды за 2 минуты должны вписать пропущенные слова в тексте (приложение № Е) по смыслу. Жюри выставляет по одному баллу за каждый правильный ответ и подсчитывает количество правильных ответов.


Приложение А

ЗАЧЕТНАЯ ВЕДОМОСТЬ
ПО ТЕМЕ «Электротехнические материалы»

команда крестики

Ф.И.О.
Тесты
Кроссворд
«Ты-мне, я –тебе»
Кто больше?
Анаграмма
Заморочки из
мешочка
Реклама
Догонялки
Диктант
Итог
1.










2.










3.










4.










5.










6.










7.










8.










9.










10.










Средний балл












команда нолики

Ф.И.О.
Тесты
Кроссворд
«Ты-мне, я –тебе»
Кто больше?
Анаграмма
Заморочки из
мешочка
Реклама
Догонялки
Диктант
Итог
1.










2.










3.










4.










5.










6.










7.










8.










9.










10.










Средний балл














Приложение Б
КОНКУРС «ТЕСТЫ»
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ: «Электротехнические материалы»
Вариант 1
1. Какие свойства диэлектриков относятся к механическим?
А) упругость, прочность, вязкость.
Б) поляризация, электропроводность, диэлектрические потери, пробой.
В) нагревостойкость, теплопроводность, тепловое расширение, холодостойкость

2. Какой газ, применяется для охлаждения машин
А) углекислый газ
Б) бутан
В) водород

3. Как получают нефтяные масла
А) химической очисткой нефти
Б) дробной (ступенчатой) перегонкой нефти.

4. Для взрывоопасных трансформаторов применяют
А) хлорированные углероды
Б) кремнийорганические жидкости
В) трансформаторные масла

5. Какой газ применяют в огнетушителях
А) водород
Б) углекислый газ
В) бутан

Вариант 2
1. Какие свойства диэлектриков относятся к электрическим?
А) поляризация, электропроводность, диэлектрические потери, пробой.
Б) нагревостойкость, теплопроводность, тепловое расширение, холодостойкость
В) упругость, прочность, вязкость.

2. Какой газ, применяется в газоразрядных приборах и осветительных лампах
А) водород
Б) углекислый газ
В) аргон

3. Для чего служит кабельное масло
А) для пропитки конденсаторов.
Б) для пропитки изоляции кабеля.

4. В чем главное преимущество хлорированных углеводов перед нефтяными маслами
А) негорючее вещество, не окисляется.
Б) горючее вещество, окисляется.
В) негорючее вещество, окисляется.

5. Что применяют для очистки трансформаторного масла.

А) цеолитовую установу

Б) центрифуги, фильтр-пресс

Вариант 3
1. Какие свойства диэлектриков относятся к тепловым?
А) нагревостойкость, теплопроводность, тепловое расширение, холодостойкость
Б) упругость, прочность, вязкость
В) гигроскопичность, водопоглащаемость, влагопроницаемость.

2. Какой газ не разлагается под действием воды, кислот, щелочей
А) водород
Б) углекислый газ
В) элегаз

3. Для чего служит конденсаторов масло
А) для пропитки изоляции кабеля.
Б) для пропитки конденсаторов.

4. Для повышения емкости конденсаторов применяют
А) совол, совтол, гексол
Б) трансформаторные масла
В) фтороорганические жидкости

5. Вещества способные поглощать продукты старения масла и влагу называются
А) щелочами
Б) адсорбентами
В) резинами

Вариант 4
1. Какие свойства диэлектриков относятся к влажностным?
А) гигроскопичность, водопоглащаемость, влагопроницаемость.
Б) растворимость, химостойкость, светостойкость, радиационная стойкость
В) нагревостойкость, теплопроводность, тепловое расширение, холодостойкость

2. Какой газ получают из атмосферного воздуха методом глубокого охлаждения или электролизом воды
А) водород
Б) углекислый газ
В) кислород

3. Для чего вводят ингибиторы в трансформаторное масло
А) для создания диэлектрических свойств
Б) для замедления старения изоляции, задерживания окисления.

4. Для взрывоопасных трансформаторов применяют
А) хлорированные углероды
Б) кремнийорганические жидкости
В) трансформаторные масла

5. Чем является трансформаторное масло в трансформаторах
А) средой гасящей электрическую дугу
Б) главным электроизоляционным материалом
В) повышает прочность бака

Вариант 5
1. Какие свойства диэлектриков относятся к физико-химическим?
А) растворимость, химостойкость, светостойкость, радиационная стойкость.
Б) гигроскопичность, водопоглащаемость, влагопроницаемость.
В) нагревостойкость, теплопроводность, тепловое расширение, холодостойкость

2. Какой газ применяют как топливо и для резки чёрного и пайки цветных металлов
А) углекислый газ
Б) кислород
В) бутан

3. Чем заполняют пространство над уровнем масла в трансформаторах.
А) водородом
Б) азотам

4. Чем является трансформаторное масло в трансформаторах
А) главным электроизоляционным материалом
Б) средой гасящей электрическую дугу
В) повышает прочность бака

5. Для взрывоопасных трансформаторов применяют
А) кремнийорганические жидкости
Б) хлорированные углероды
В) трансформаторные масла

Вариант 6
1. Какие свойства диэлектриков относятся к тепловым?
А) нагревостойкость, теплопроводность, тепловое расширение, холодостойкость
Б) упругость, прочность, вязкость
В) гигроскопичность, водопоглащаемость, влагопроницаемость.

2. Из какого газа изготовляют «сухой лед»
А) бутан
Б) кислород
В) углекислый газ

3. В какой установке сушат трансформаторное масло.
А) в центрифуги
Б) в цеолитовой

4. Вещества способные поглощать продукты старения масла и влагу называются
А) адсорбентами
Б) щелочами
В) резинами

5. В чем главное преимущество хлорированных углеводов перед нефтяными маслами
А) горючее вещество, окисляется.
Б) негорючее вещество, не окисляется.
В) негорючее вещество, окисляется.

Ключ к итоговому тесту: «Электротехнические материалы»


1
2
3
4
5
А
В
Б
А
Б





Приложение В
Кроссворды
команда крестики



6

























































































2



















3







































1































































4



































5







































































































































































1. Процесс тепловой обработки слоя сырой резины на жилах проводов.
2. Процесс соединения молекул нескольких исходных (мономерных) веществ в большие молекулы высокополимерного вещества.
3. Процесс соединения молекул исходного (мономерного) вещества в большие молекулы высокополимерного вещества без изменения его элементарного состава. 
4. Вещества, легко вступающие в химические реакции, в результате которых образуется новое высокополимерное вещество (полимер) с большой молекулярной массой.
5. Нагревостойкие органические диэлектрики, могущие длительно использоваться при температурах 200 — 220 ° С.
6. Вещества, придающие лаковой пленке эластичность.




команда крестики




6




















п




















л




















а




















с





2














т




3
п
о
л
и
м
е
р
и
з
а
ц
и
я


и





о














ф


1
в
у
л
к
а
н
и
з
а
ц
и
я





и





и














к





к














а



4
м
о
н
о
м
е
р
ы








т





н












5
п
о
л
и
а
м
и
д
ы













р





е














ы





н




















с




















а




















ц




















и




















я















команда нолики












3
























4






















2
















































1



































































































6





















































































































































































5




















































1. Процесс тепловой обработки слоя сырой резины на жилах проводов.
2. Вещества, придающие лаковой пленке эластичность.
3. Процесс соединения молекул исходного (мономерного) вещества в большие молекулы высокополимерного вещества без изменения его элементарного состава. 
4. Процесс соединения молекул нескольких исходных (мономерных) веществ в большие молекулы высокополимерного вещества.
5. Вещества, легко вступающие в химические реакции, в результате которых образуется новое высокополимерное вещество (полимер) с большой молекулярной массой.
6. Нагревостойкие органические диэлектрики, могущие длительно использоваться при температурах 200 — 220 ° С.



команда нолики











3
























4
п
о
л
и
к
о
н
д
е
н
с
а
ц
и
я







2



о





















п



л


















1
в
у
л
к
а
н
и
з
а
ц
и
я
















а



м





















с



е





















т



р














6
п
о
л
и
а
м
и
д
ы

и





















ф



з





















и



а





















к



ц





















а



и





















т



я





















о


















5
м
о
н
о
м
е
р
ы
























ы






















Приложение Г
КОНКУРС «ЗАМОРОЧКИ ИЗ МЕШОЧКА»
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВОПРОСЫ КАПИТАНАМ

Дать характеристику обмоточным проводам

АПБ - Алюминиевый провод круглого или прямоугольного сечения, изолированный несколькими слоями обмотки из лент кабельной бумаги.
АПСД - Алюминиевый провод круглого или прямоугольного сечения, изолированный двумя слоями обмотки из стекловолокна, пропитанной нагревостойким (глифталевым) лаком.
АПБД - Алюминиевый провод круглого или прямоугольного сечения, изолированный двумя слоями обмотки из хлопчатобумажной пряжи.
АПЛБД - Алюминиевый провод круглого или прямоугольного сечения, изолированный обмоткой из лавсанового волокна и одним слоем хлопчатобумажной обмотки.
ПЭЛБО - Провод с медной жилой, изолированный масляной эмалью и одним слоем обмотки из хлопчатобумажной пряжи.
ПЭТСО - Провод с медной жилой, изолированный высокопрочной эмалью винифлекс и одним слоем обмотки из стеклянной пряжи.
ПЭЛБД - Провод с медной жилой, изолированный масляной эмалью и двумя слоями обмотки из хлопчатобумажной ткани.
ПЭЛШО - Провод с медной жилой, изолированный масляной эмалью, поверх которой наложен слой обмотки из натурального шелка.
ПЭТКСОТ - Провод с медной жилой, изолированный нагревостойкой кремнийорганической эмалью с одним слоем обмотки из стеклянной пряжи.

Дать характеристику монтажным проводам

МГВЛ - Провод медный, гибкий, изолированный поливинилхлоридным пластиком, с лакированной хлопчатобумажной оплеткой.
МГШ - Провод с медной многопроволочной жилой, в оплетке из капроновой пряжи.
МРПЭ - Провод с медной жилой, с резиновой изоляцией, в оплетке из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной парафином. Имеет экран из медных луженых проволок.
МРП - Провод медный с резиновой изоляцией в оплетке из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной парафином.
ПМВГ - Провод многопроволочный гибкий с хлопчатобумажной обмоткой и изоляцией из поливинилхлоридного пластиката.
АПР - Провод алюминиевый с резиновой изоляцией, в оплетке из хлопчатобумажной пряжи, про­питанной противогнилостным составом.
ПРД - Провод медный, гибкий, с резиновой изоляцией, в непропитанной хлопчатобумажной оплетке.
ПРП - Провод медный с резиновой изоляцией, в оплетке из стальных оцинкованных проволок.
ПГВ - Провод с гибкой многопроволочной жилой с полихлорвиниловой изоляцией.
ПП - Провод с гибкой многопроволочной жилой с полиэтиленовой изоляцией.

Указать область применения установочных проводов

ПРП - Силовые и осветительные сети и вторичные цепи станков, где возможны легкие механические воздействия на провод.
ПРТО - Силовые и осветительные сети при прокладке в стальных трубах и металлических рукавах.
ПРД – Осветительные сети в сухих и отапливаемых помещениях.
АПР - Силовые и осветительные сети внутри и вне помещений.
ПРГ – Соединение электрических машин и аппаратов внутри и вне помещений.
АППВС - Применяется специально для прокладки под штукатуркой при скрытых проводках.
ПРКС - Применяется для зарядки арматур в осветительных сетях.
АРТ - . Используется внутри помещений для прокладки на тросах.
ПРЛ - Служит для прокладки на панелях вторичных устройств. 


Приложение Д
КОНКУРС «ДОГОНЯЛКИ»
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
1. Какие вещества относятся к газообразным диэлектрикам? (все газы и воздух).
2. Какой газ обладает наибольшей электрической прочностью? (элегаз).
3. В каком виде происходит пробой в газе? (в виде искрового разряда).
4. Какой газ обладает наибольшей теплопроводностью и теплоёмкостью? (водород).
5. Какие преимущественно электрические поля встречаются на практике? (неоднородные).
6. Что необходимо сделать, чтобы замедлить старение масла? (добавить ингибиторы).
7. Что делают с сильно окисленным маслом? (регенерируют).
8. Что представляют собой высокополимерные материалы? (состоят из мономеров).
9. Какими бывают высокополимерные вещества? (природные и синтетические)
10. Каковы недостатки поливинилхлоридного пластиката? (низкая нагревостойкость).
11. Каковы недостатки винипласта? (малая холодостойкость и сравнительно малая теплостойкость).
12. Каковы недостатки капрона? (холодная текучесть).
13. Что представляют собой полиуретаны? (непрозрачные полимерные материалы).
14. Каковы недостатки полиуретанов? (низкая холодостойкость, низкая нагревостойкость).
15. Какие жидкости используются для разбавления лаков? (скипидар, бензин, лаковый керосин).
16. Что является основой многих электроизоляционных эмалей? (масляно-глифталевые лаки).
17. каковы особенности эмалей на эпоксидных лаках? (хорошая адгезия, повышенная нагревостойкость).
18. Каковы особенности эмалей на кремнийорганических лаках? (очень высокая нагревостойкость).
19. Какова особенность термореактивных компаундов? (не размягчаются после отверждения).
20. Какова особенность термопластичных компаундов? (размачиваются при последующем нагревании).  
Приложение Е
КОНКУРС «ДИКТАНТ»





Эталон ответов:

Компаунды — это электроизоляционные составы, изготовляемые из нескольких исходных веществ: смол, битумов. В момент применения компаунды представляют собой жидкости, которые постепенно отвердевают, превращаясь в монолитный твердый диэлектрик.
В отличие от лаков и эмалей компаунды не содержат летучих растворителей. При сушке слоя лака растворители испаряются и, улетучиваясь, образуют в пленке лака сквозные поры и капилляры. Это приводит к снижению влагостойкости изоляции, пропитанной лаком. Отсутствие в компаундах растворителей обеспечивает монолитность компаунду после его отвердевания. Согласно своему назначению компаунды разделяются на: пропиточные, заливочные и обмазочные.
Пропиточные компаунды применяются для пропитки обмоток электрических машин и аппаратов с целью цементации витков обмотки и защиты их от влаги; заливочные — для заливки полостей (свободных пространств) в кабельных муфтах и воронках, а также в корпусах электрических аппаратов — трансформаторов тока, дросселей и т. п.
Компаунды могут быть термореактивными материалами, не способными размягчаться после своего отвердевания, или термопластичными, могущими размягчаться при последующем нагреве. К термопластичным относятся компаунды на основе битумов, воскообразных диэлектриков (парафин, церезин и др.), термопластичных полимеров (полистирол и др.).
Большой практический интерес представляют термореактивные компаунды, которые не размягчаются при последующем нагревании. К ним относятся компаунды МБК, являющиеся одновременно пропиточными и заливочными, компаунды на основе эпоксидных смол и др.

Компаунды — это электроизоляционные составы, изготовляемые из нескольких исходных веществ: смол, битумов. В момент применения компаунды представляют собой жидкости, которые постепенно отвердевают, превращаясь в монолитный твердый диэлектрик.
В отличие от лаков и эмалей компаунды не содержат летучих растворителей. При сушке слоя лака растворители испаряются и, улетучиваясь, образуют в пленке лака сквозные поры и капилляры. Это приводит к снижению влагостойкости изоляции, пропитанной лаком. Отсутствие в компаундах растворителей обеспечивает монолитность компаунду после его отвердевания. Согласно своему назначению компаунды разделяются на: пропиточные, заливочные и обмазочные.
Пропиточные компаунды применяются для пропитки обмоток электрических машин и аппаратов с целью цементации витков обмотки и защиты их от влаги; заливочные — для заливки полостей (свободных пространств) в кабельных муфтах и воронках, а также в корпусах электрических аппаратов — трансформаторов тока, дросселей и т. п.
Компаунды могут быть термореактивными материалами, не способными размягчаться после своего отвердевания, или термопластичными, могущими размягчаться при последующем нагреве. К термопластичным относятся компаунды на основе битумов, воскообразных диэлектриков (парафин, церезин и др.), термопластичных полимеров (полистирол и др.).
Большой практический интерес представляют термореактивные компаунды, которые не размягчаются при последующем нагревании. К ним относятся компаунды МБК, являющиеся одновременно пропиточными и заливочными, компаунды на основе эпоксидных смол и др.




КОНКУРС «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Что относится к аморфным телам и где они применяются в электрооборудовании?

Что является основой эластомеров и где они применяются?


Пока жюри проверяет работы и выставляет оценки, преподаватель занимается с обучающимися повторением темы «Электроизоляционные материалы» по вопросам:
1. Какие материалы называют электротехническими? (это специальные материалы для изготовления электротехнических машин, аппаратов, приборов и т.д.).
2. На какие группы делятся электротехнические материалы? (диэлектрики, проводники, п/проводники, магнитные).
3. Для чего необходимо знать свойства электротехнических материалов? (чтобы создавать электрооборудования малых габаритов  и массы, надежное в эксплуатации).
4. Какие величины называют характеристиками электротехнических материалов? (это величины,  с помощью которых оцениваются различные свойства материалов).
5. Укажите характеристики электротехнических материалов. (тепловые, механические, физико-химические, электрические).
6. Укажите основные механические характеристики материалов. (ударная вязкость, разрушающее напряжение при изгибе статическом, при растяжении, при сжатии).
7. Укажите основные электрические характеристики материалов. (температурный коэффициент удельного сопротивления, диэлектрическая  проницаемость, удельное электрическое сопротивление, тангенс угла диэлектрических потерь, электрическая прочность).
8. Укажите тепловые характеристики материалов. (температура вспышки  паров, нагревостойкость, температура плавления, теплостойкость, температура размягчения, холодостойкость).
9. Что позволяет оценить теплостойкость? (стойкость диэлектриков к кратковременному нагреву).

10. Укажите физико-химические характеристики. (водопоглощение, вязкость, кислотное число, тропическая стойкость).